Праздник "Народные промыслы России"

Рейсхбих Нина Георгиевна

Учитель географии МОУ " Шахтная СОШ" Соль-Илецкого района

Воспитательные задачи:

воспитание любви к Родине, уважения к труду, привитие интереса к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.

Оборудование: экспозиции изделий народного промысла, иллюстрации – «русская матрешка», «Живая Гжель», «Дымка», «Золотая хохлома», «Русские платки, шали», «Русская народная вышивка», «Русское кружево».

Плакат:

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия.

Эпиграфы:

«Работа хороша, если в ней польза и душа»

«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».

Используемая литература:

1.Арбат Ю. «Добрым людям на загляденье», 1963г.

2.Энциклопедия «Словарь юного художника», «Педагогика», 1983г.

3.Кузин В.С. «Изобразительное искусство», «Дрофа», 1995г.

4.Белоусов Н.С. «Там, за Хабдою, граница», 2003г.

 

Все участники праздника одеты в русские костюмы.

К данному часу классного руководства мы с ребятами готовились очень долго. Собирали материал о народных промыслах у жителей нашего поселка: вышивки, кружева, рушники. Многие люди с удовольствием отдавали свои самые сокровенные вещи.

Учитель: Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Не знать их, значит обеднять свое мировосприятие. Народные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по России в центры народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту.

Ведущая: (в русском сарафане)

И сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе,

Щедрость да разум,

Руки искусные люда русского»

Сейчас я вас всех приглашаю в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, на которой нигде не видел я белизною превосходнее»

Учитель: Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них пронеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельская посуда стала называться самой лучшей из всех делаемых в России. Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, сервизы, фигурки людей, животных. Причем только два цвета присутствуют здесь: белый и голубой.

Послушайте историю гжельскую.

Ведущий: (из истории майолики)

Керамические изделия из цветной глины называли майоликой. Впервые она появилась в Италии(ΧV, ΧVІ в.), в России при Петре І. По его приказу в 1717 году были направлены на учебу три ученика: Иван Алабин, Ермолай Кривцов, Данило Овсянников. Через два года они вернулись на Родину,  постигнув «оную науку в совершенстве». Они много работали и сделали для дворцовых садов и парков много больших и малых ваз, цветников. Больше всего успеха выпало на долю гжельской майолики.

Учитель: Когда изготавливают предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Все операции выполняются вручную. Мастерицы с большой любовью вкладывают в них частицу своего сердца, доброту души. Взгляните, ребята, на выставку,  полюбуйтесь красотой! Возможно, вам придется встретиться с изделиями Гжели, и тогда вы еще раз прикоснетесь к этой нежной красоте.

Ведущая: В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Учитель: Итак, вы поняли, ребята, что родиной этой игрушки является село Дымково, что на реке Вятка. В ΧІΧ веке в Дымково жил ремесленный люд – рыбаки, кузнецы, сапожники, гончары и игрушечники, авторы небольших ярко раскрашенных игрушек. Делали их  в основном зимой и весной (готовились к ярмарке).

Ведущая: Посмотрите на стенд

Вот петух нарядный, весь такой он ладный

У большого петуха все расписаны бока

Посмотрите! Пышный хвост

У него совсем не прост – точно солнечный цветок

А высокий гребешок, красной краскою горя,

Как корона у царя!

А вот к нам пожаловали сами дымковские игрушки!

(под музыку «Рассеюшка моя» игрушки пляшут и поют)

Учитель: Какую бы из игрушек вы не взяли, сразу видно – это неповторимая дымковская. Нарядные, важные барыни – это неповторимые произведения искусства.

Ученица: Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна рядком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,  хохотушки вятские,

Дымковские барыни всех на свете краше,

А гусары – баловни – кавалеры наши.

Мы игрушки знатные, складные да разные.

Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

Ведущая: Честь и хвала дымковским мастерицам! Мастера изготовляли красивые, яркие игрушки на праздники. А у всех праздников – одна примета: «радость», и у каждого праздника свое  «лицо», своя идея. Праздник очень нужен! Например, ярмарка – чудесный праздник. Интересен праздник тем, что на нем было много свиста. Ярмарка получила название «Свистунья» или «Свистопляска».

Звучит музыка веселая, русская. Девушки встают, приплясывая, юноши начинают свистеть и приплясывать. Ярмарка идет!

Учитель:  А теперь отдохнем. Во время рукоделия русские умельцы не только работали руками, но сыпали прибаутками, пословицами, поговорками… Давайте и мы вспомним устное народное творчество. Я показываю предмет, а вы называйте пословицу или поговорку

1.Яблоко от яблони недалеко падает.

2.Сколько веревочке не виться, а конец будет.

3.Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

4.Свет мой,  зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

5.Хороша кашка, да мала чашка.

6.Дорога ложка к обеду.

Вывод (все): Работа хороша, если в ней польза и душа.

Ведущая: Приглашаем вас в подмосковное село Жостово,  где среди множества разного рода художественных изделий изготавливают расписные металлические подносы.

Учитель: Начало этому своеобразному искусству было положено в конце ΧVІІІ века. Обычно расписывают черный фон, но нередко меняют тона. Роспись на подносах является плодом изучения мастерами живой природы. Яркие букеты составлены из роз, пионов, тюльпанов.

Они поражают своей сочностью красок, рождают чувство уважения к мастерам. (под музыку демонстрируются подносы)

Ведущая: А сейчас отгадайте загадку: восемь деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах на столе у нас живут.  Их зовут – матрешки.

Учитель: Разные бывают куклы – из материи, соломки, глины, из дерева. А есть особые куклы – из матрешки. Их знают в городах, селах, иностранцы увозят из России с собой русский сувенир – деревянную матрешку.

Ведущая: Первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из Сергеева Посада сделал разбирающуюся куклу, а художник С.Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами, в русском сарафане. Так родился образ крестьянских девочек, покоряющих своей искренностью и простотой. (звучит тихая русская песня «Ивушка»)

Учитель: А теперь вас приветствуют умельцы из старинного города Павловского Посада. (девочки демонстрируют платки) Издавна на Руси принадлежностью женского костюма был платок. В ΧІΧ веке в России возникла производство платков и шалей. Крестьянки ткали платки, украшали их вышивкой.

А особо хочется сказать о наших оренбургских платках. Оренбургские пуховые платки (паутинки) знамениты в России и о них знают во всем мире. Паутинки связаны руками лучших мастериц с любовью и нежностью. Паутинку можно даже продеть через обручальное кольцо. Звучит песня «Оренбургский пуховый  платок»

Мастерицы, сидя за работой, пели веселые и грустные песни, частушки:

- «Вы, подружки мои, в стороне не стоите,

А частушки про платки веселее пойте»

- «На платочке два цветочка – голубой да синенький,

Про любовь никто не знает, только я да миленький»

- «Повяжу платок я туго, чтобы ветер не порвал,

Поведу машину полем, чтобы милый увидал»

- «Нынче красненький платочек на кудрях своих ношу,

На кого взгляну разочек, в миг того приворожу»

-«Супостаточка моя в беленьком платочке перед милым вертится как змея на кочке»  

Ведущая: Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России – это вышивка, кружева. Эти промыслы были и есть более доступные, можно вручную, в домашних условиях работать. Вышивали в зависимости от местности, в которой жили. На севере – узоры, животных…, на юге – яркие, сочные цветы. Кружева использовались в давние времена при Петре І, когда носить их было предписано дворянам. В России большой популярностью пользуется вологодская, кировская, елецкое кружева. Много мастериц в нашем крае. Вспомним строки из стихотворения Николая Сазоновича Белоусова, нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны «Славой его мы гордимся»:

«Богаты мы хлебом и солью,

  Красивые люди душой.

Не мало умельцев толковых,

Сравню их с Лесково Левшой…»

Ведущая: Еще есть чудесная традиция у русских людей: на Пасху ранней весной печь игрушки не из глины, а из теста! Игрушки называют «жаворонки», «грачики», «коровки», «бычки»…

Учитель: В России существовал обряд «отпущения птиц на волю». Утром родители покупали у ловцов птиц, а дети тут же выпускали их. Об этом писал А.С.Пушкин:

« В чужбине свято соблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпустить

При светлом празднике весны…»

Ведущая: И, конечно, самой необходимой русской вещью был самовар!

Он – генерал на чайном столе. (учащиеся  разливают чай и угощают печеньями гостей)

Угощайтесь, гости дорогие!

Открытый час классного руководства являлся обобщением опыта Рейсбих Н.Г. в качестве классного руководителя с приглашением членов методического объединения классных руководителей.

 

 

Hosted by uCoz