Программа элективного курса "Что мы знаем о своих правах и где они кончаются?"

Ткачёва Т. Ю., учитель истории первой категории

МОУ "Григорьевская СОШ"

Пояснительная записка.

Курс посвящен проблемам изучения основных прав и свобод человека, развитию у учащихся чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Права и свободы человека позволяют всемирно развивать наши качества, умственный потенциал, талант и сознание, удовлетворять духовные и другие потребности.

Курс рассчитан на обогащение сложившегося содержания учебно-воспитательного процесса за счет новой интерпретации классической тематики учебных занятий, создания игровых и познавательных ситуаций способствующих осмыслению учениками фундаментального значения основных человеческих  прав и свобод, развитию у них чувства собственного достоинства, формированию культуры общения и поведения, которая необходима для гармонического сосуществования людей с различными культурными традициями и воззрениями.

Цель курса состоит в том, чтобы:

- во-первых, дать школьникам возможность ориентироваться в правовой сфере общества;

- во-вторых, выпускники основной школы освоили навыки компетентностного выбора, базирующегося на нравственно-философских и психологических принципах личности;

- в-третьих, сформировать способности учащихся, сделать процесс выбора дальнейшего пути сознательным и ответственным.

В процессе преподавания этого курса не следует ставить перед собой задачу сделать из ученика мини-юриста. Это нереально, а главное – не нужно. Есть профессиональные юристы, к которым любой человек, в том числе и выпускник школы, всегда сможет обратиться за помощью.

Задача другая: показать ученику, какие вопросы нашей жизни урегулированы правом, а в каких можно проявить самостоятельность.

Принципиальная новизна курса заключается в том, что по завершению его учения у учащихся будет накоплен определённый опыт, способный стать основой дальнейшего формирования правовой компетентности личности:

-получение социально-значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;

-использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;

-оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;

-участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности;

-взаимодействие со сверстниками: в паре, в группе; взаимодействие со старшими: педагогами, родителями, жителями села (микрорайона);

-конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни.

Особенностями содержания курса является:

1. Научность предполагающая опору на наиболее прогрессивные современные достижения различных наук (социологии, политологии, конфликтологии, специальной психологии и др.), позитивные разработки в области педагогики и психологии.

2. Соответствие требованиям современных нормативно – правовых документов.

3. Прикладной характер содержания: ориентация на освоение учащимися новых социальных ролей, подчинение содержания общей социализации личности.

4. Доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся 9-х классов.

5. Предпрофильная направленность: создание информационных и иных условий, готовящих учащихся к обоснованному выбору профиля обучения (в 10-11 классах),  профессиональной специализации.

Курс построен таким образом, что наряду с какими-то позитивными положениями (точнее правилами поведения, предусмотренными в законодательстве), учащимся предлагается множество задач на основе конкретных ситуаций, которые могут встретиться на их жизненном пути. Эти ситуации надо разрешить с использованием положений законодательства. Здесь школьник вынужден учиться размышлять, тренировать свой интеллект, а не просто запоминать.

Некоторые задания не предполагают однозначного ответа в виде жёсткой формулы: да - нет или правильно – неправильно. Ученики будут рассуждать по-разному, а соответственно, спорить, доказывать. Научить спорить, отстаивать своё мнение – ещё одна задача курса «Что мы знаем о своих правах?». В споре часто проявляются горячность и соблазн перейти на личности. Это, конечно, недопустимо. Научить корректно, этично, уважительно относится к оппоненту, да и ко всем людям, их мнениям, но при этом добиваться в споре своего – одна из немаловажных задач курса.

Актуальность темы курса объясняется тем, что его главная цель и практические задачи полностью совпадают с требованиями концепции модернизации образования и государственного стандарта основного общего образования – подготовить учащихся 9-х классов «к осуществлению основного для них выбора индивидуальной образовательной траектории».

Возможности курса:

- в области предметной компетенции учащиеся глубже овладевают необходимыми понятиями.

Предметная компетенция способствует не только самореализации учащихся, но и помогает им в выборе дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

- в области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий; учатся умению соотносить свой выбор с учётом своих интересов и общества в целом.

Исследование показало, что школьники иногда страдают от отсутствия доверия и это затрудняет их общее с другими лицами. Трудно заботиться о чужих правах, когда ты не ожидаешь получить их для самого себя.

Именно поэтому обучение правам человека начинается с обучения доверительности и терпения.

 

Методические рекомендации.

Преподавание прав и свобод человека – это не только дидактическая, но и культурно-нравственная, созидательная, социальная задача.

Каждому учителю необходимо переосмыслить содержание преподаваемых им предметов, выявить и высветить в них те  компоненты учебно-программного материала, которые могут быть использованы для освещения прав и свобод личности. Наибольшими возможностями для этого обладают предметы общественно-гуманитарного цикла. Но не должен недооцениваться учебно-педагогический потенциал естественнонаучных предметов, трудового и художественного обучения и воспитания, физической культуры и спорта, внеклассной работы. Нужно только избегать искусственности и назидательности.

Изучение курса вводит учеников в мир права, о котором они имели чисто интуитивное представление. Усвоение вопросов правовой культуры содействует общему гуманитарному развитию, воспитанию нравственных устоев, пониманию разницы между правом и произволом, от кого бы последний ни исходил.

Целью первого занятия «Кто я такой и что мне нравится?» является пробуждение интереса к самому себе и к другим, воспитание умения слушать других, установление благоприятного психологического климата в классе. Чтобы «разговорить» детей, используется игровая ситуация: ученики садятся в круг и представляют, что находятся у колодца, где загадываются желания. Целью игры являются то, чтобы каждый ребёнок по очереди дополнил следующее желания:

Если бы я был птицей, я бы … потому, что ….

Если бы я был стулом, я бы … потому, что ….

Сначала у детей не получается «почувствовать» себя птицей, стулом и т.д. Но затем они вживаются в роли. Такое упражнение помогает воспитать умение ставить себя на место других людей, понимать их.

На втором занятии «Как я живу рядом с другими?» используется круговая беседа: учащиеся по очереди заканчивают предложение, написанные на доске:

- Что мне больше всего нравится в моих друзьях, так это ….

- Я люблю всех ещё и потому….

А также игра «Ручеёк», когда дети образуют две шеренги, стоящие друг напротив друга. Дети по очереди проходят по этому «коридору» и каждый похлопывает его по спине, выражая похвалу, любовь, одобрение. Результат блестящий: из «ручейка» выходит счастливая личность.

Знание морально-психологического климата в классе, важность сотрудничества трудно переоценить.

Преподавание прав человека может превратиться в трудный предмет для усвоения. Например, при работе над Всеобщей декларацией одного лишь изложения ученикам рациональных элементов каждой статьи, сопровождая «фактами» и «теоретическими положениями», недостаточно. Ученики в ответ на предположенную преподавателем концепцию пожелают «попробовать на ощупь» эти принципы. Они могут поднять также вопросы, связанные с жизненной ситуацией, им недостаточно умозрительного понимания. Отсюда и важность предоставления ученикам возможности поупражняться в осознании правосудия, свободы и равенства.

Как это сделать? Вы спрашиваете учеников: «Представьте себе, что именно вам поручено выработать основные принципы для всего общества. «Ты» - часть этого общества, «ты» можешь быть женского или мужского пола, молодым или старым, богатым или бедным. Ты этого не знаешь. Ну, а теперь, какой бы ты выпустил законодательный акт?». На практике это может быть осуществлено несколькими способами, такими как мозговая атака (результаты затем обсуждаются), решения небольших групп;

Методика активного усвоения действует по-разному, классы отличаются друг от друга, и даже один класс со временем меняет свой потенциал. Те, кто использовал активные методы обучения, знают, что предсказать, насколько эффективны будут эти методы практически невозможно.

Было проведено исследование, рассматривающее развитие суждения детей. Не каждый ученик обладает способностью достичь требуемого уровня компетентности. Меры давления на учеников с целью заставить их понять предмет с самого начала могут раз и навсегда отвратить их от откровенного выражения своих мыслей и чувств или даже полностью оставить дальнейший процесс обучения.

Данный курс исходит из предположения, что все люди получают пользу от возможности правильного использования своих прав.

Учащиеся на каждом занятии должны усваивать полезные сведения для грамотного применения их в повседневной жизни

 

Тематическое планирование:

 

 

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Форма занятий

 

1. Кто я такой и что мне нравится?

 

 

1

 

Составление автопортрета

 

собеседование

 

2. Как я живу рядом с другими?

 

 

2

 

Игры на взаимопонимание

 

беседа, игры

 

3. Некоторые основные вопросы прав человека

 

 

14

 

Написание сочинений

 

беседы, круглый стол, игры

 

Содержание курса

 

Глава I

Кто я такой и что мне нравится? (Круг собеседование. Сведение обо мне. Я и мои чувства. Колодец желаний)  1 час

 

Глава II

Как я живу рядом с другими?                                                                                                                  2                          

(Воображаемые друзья. Письма и друзья. Круговая беседа. Игра «Ручеек». Доверие невидящего. Разработка некоторых классных правил. Планирование для международного сообщества. Всеобщая  декларация   прав   человека.   Декларация прав человека. Декларация прав ребенка.                                                                         

Глава III

Некоторые основные вопросы прав человека.                                                      14    

1.                  Смертная казнь: за и против.                                                                         1

2.                  Наши главные ценности.                                                                                1

3.                  Равенство.                                                                                                        1

4.                  Достоинство.                                                                                                    1

5.                  Право на личную жизнь                                                                                 1

6.                  Права и обязанности в семье.                                                                         1

7.                  Право на образование.                                                                                    1

 8.        Свобода    мысли,   совести,    вероисповедания                                          1

            и       выражения         мнения.        (Диалектика 

            характеристик.   Слова,   которые   ранят…)

  9.       Ограничение прав и свобод.                                                                           1

   10.      Нет прав без обязанностей.                                                                           1

  11.       Нарушение и  защита прав и свобод.                                                          1

  12.       Я и закон.                                                                                                       1

 13.        Преступление и наказание.                                                                          1

  14.       Турнир знатоков права.                                                                               1

                                                                                                       

                                                          

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

  1. основные материалы ООН по правам человека.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Международный пакт об экономических, социальных, культурных прав.
  4. Мушинский В.О. Основы правоведения – Москва, «Международное отношение» - 1994г.
  5. Обучение правом человека: Практическое руководство для начальной и средней школы. – Москва, Просвещение

 

Hosted by uCoz