Элективный курс "Прекрасное своими руками" для учащихся 9-х классов

Коренков Александр Николаевич

Учитель технологии, высшей категории, СОШ №7

Введение

Человек, сколько себя помнит, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: древесина, металл, глина, кость, шерсть, стекло, камень, и даже болотные травы. Удивительные образцы этих работ до сих пор хранятся в исторических и этнографических музеях. Это: чеканные, литые, кованные, гравированные, филигранные и другие изделия из металлов; резное дерево, керамическая посуда и скульптура, ковры, узорные циновки, расписные ткани, вышивка.

Но, может быть, вас интересует еще один вопрос - как это сделать? Тогда приходите на курс «Прекрасное своими руками». Он познакомит вас с технологией 38 видов художественных ремесел и широко представленных ныне, и редких, и почти забытых. Курс поможет вам попробовать свои силы  в каком-нибудь из ремесел своими руками сделать красивую вещь для дома, школы в подарок друзьям и знакомым, причем из очень доступных материалов, по технологиям, не превышающим возможности скромной домашней мастерской.

Актуальность курса.

Aктуальность курса «Прекрасное своими руками» просматривается в окружающей нас жизни, когда многие из ремесел просто умерли и многие на гране исчезновения. Много ли мы о них знаем? Часто, не зная даже названия промысла, а тем более традиций и качества мы приобретаем у нечистоплотных дельцов откровенную подделку за большие деньги. Со временем при получении информации приходит разочарование, и не мудрено.

Что такое скань? А что имеют в виду, когда говорят о филигранном мастерстве? А ведь изделия, выполненные по этим технологиям, хранятся в самых больших и уважаемых музеях мира.

Возраждение народных промыслов это большая и очень важная часть возрождения России.

 

 Цели курса:

1.  Формирование технологического мышления.

2.              Углубление знаний и умений по части народно-художественных ремесел и их
возрождение.

3.              Конкретизация технологических знаний в обработке конструкционных
материалов.

4.      Повышение коммуникативности учащихся в процессе работ с художественными ремеслами.                                                                                                                            

Задачи курса:

1.  Создание основы для углубления знаний художественно-прикладных промыслов.

2.              Расширение исследовательской работы по восстановлению традиций
народных промыслов.

3.              Формирование технологического мышления учащихся.

4.              Уяснение законов конструирования изделий.

5.              Способствование осознанию необходимости возрождения народных промыслов.

6.              Мотивация стремления учащихся к работе в технологическом профиле.

 

                                               

                                                   Содержание курса:

1.  Модуль I - работа с проволокой. Плетение из проволоки. Искусство филиграни.

2.         Модуль II — работа с тонко листовым металлом. Чеканка, гравировка, просечное

железо, морозные узоры

. 3.Модуль III - работа с древесиной: резьба по дереву, точение из древесины, опаленное дерево. Прорезная береста, маркетри, обработка капа.

 4.Модуль IV — горячий металл: микролитье, художественная ковка. Басма,

инкрустация оловом.

5.Модуль V - обработка твердых естественных материалов: резьба по камню, резьба

по кости, керамика.

 6.Модуль VI - работа с тканями и шерстью: ткачество, ручное ковроделие, войлочные

ковры, русские кружева, батик, тамбур.

7.Модуль VII - работа с растительными материалами: циновки, изделия из соломки,

плетение из веревки.

В.Модуль VIII - художественные промыслы: сграффито, лепнина, эмаль, витраж, альфрейная роспись, мозаика.

                                           Учебно-методический план.

 

п./п.

Тема занятия

Вид занятия

Кол-во часов

Примеча- ние

1.

Вводное занятие - возрождение народных промыслов

Лекция

1

 

2.

Технологическая обработка проволоки в народных промыслах

Лекция, Практика

2

 

3.

Тонколистовой металл - незаменимый материал для ремесел

Лекция, Практика

2

 

4.

Тепло древесины не только в огне костра, но и в руках мастера

Лекция, Практика

2

 

5.

Горячий металл - лепим как из пластилина

Лекция, Практика

2

 

6.

Как трудно в камне увидеть что-то кроме камня

Лекция, Практика

2

 

7.

Росла трава, и рос камыш, и выросли произведения искусства

Лекция, Практика

2

 

8.

Красим, пишем, малюем

Лекция, Практика

2

 

9.

Нарисованное носим сами

Лекция, Практика

2

 

 

                                            

                                                       Пояснительная записка.

Весь материал курса разбит на восемь основных блоков - модулей, в которые объединены промыслы, классифицированные по материалу и технологии его обработке. Учебно- ознакомительный материал включает рассмотрение огромного множества народных промыслов их художественного оформления и традиций, а также отработанные многими десятилетиями, а иногда и столетиями технологии. Материалы, используемые сейчас несколько отличаются от используемых ранее, да и инструментов необходимых для многих работ сейчас просто нет.

Задачей курса является близкое ознакомление с инструментами мастеров прошлого, их методами работы и совмещением этих методов с нашей реальностью. Широкий перечень народно-художественных промыслов в материале курса предполагает полное теоретическое и частичное практическое знакомство с некоторыми из них.

Ограниченность времени и технологических средств исполнения, к сожалению, делают невозможным практическое воплощение некоторых их них на базе школьных мастерских.

Но заинтересованность, которая появится вовремя прохождения курса, возможно, заставит некоторых учащихся продолжить работы в данном технологическом направлении и искать пути дальнейшей своей реализации в этом профиле профессиональной деятельности самостоятельно.

Рассказать, зажечь, увлечь - вот основные задачи курса.

                                                       Литература

1.  И.Барта «Двести моделей для умелых рук» Санкт-Петербург. Кристалл. 1997г.

2.              А.С. Хворостов, С.М. Новиков «Мастерим вместе с папой»
Москва. «Просвещение» 1991г.

3.  С. Газарян «Прекрасное - своими руками» Москва. «Детская литература» 1986г

 

Hosted by uCoz