У нас, воспитателей, великая и почетная миссия вдохнуть в
каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в
их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать,
может с уверенностью сказать: Я постиг цель воспитателя.
Сухомлинский В.А.
Школа начинающего классного руководителя
«Содержание
деятельности классного руководителя
в
современных условиях»
Цель работы: оказание практической помощи начинающим
классным руководителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и
повышения педагогического мастерства.
Задачи:
удовлетворение потребности начинающего классного
руководителя в информации об организации воспитательной работы в классе;
обучение планированию, организации и анализу
воспитательной работы в классе;
овладение новыми формами, методами и приемами
воспитания учащихся;
формирование индивидуального стиля деятельности
классного руководителя.
Формы работы: дистанционное обучение
План работы «Школы начинающего классного
руководителя»
№ п/п |
Тематика
занятий |
Сроки |
|
||
1. |
Функции.
Права. Обязанности. Личность классного руководителя |
март |
II. Конструирование деятельности классного
руководителя |
||
2.1. |
Анализ
воспитательной работы. Диагностика воспитанности учащихся |
апрель |
2.2. |
Организация
и планирование работы в классе. Примерная характеристика класса и ученика |
май |
III. Основы технологии работы классного руководителя |
||
3.1. |
Коллективная,
групповая и индивидуальная работа с детьми. Организация самоуправления в
классе |
сентябрь |
3.2. |
Работа
с родителями учащихся. Основные формы работы с родителями |
октябрь |
3.3. |
Методика
подготовки и проведения классного часа. Работа с администрацией школы,
учителями-предметниками, социальными педагогами, психологом |
ноябрь |
IV. Деловая методическая игра «Методическое
путешествие» |
Классный руководитель – самый необходимый человек для
ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только
руководить, направленность, но и воспитывать. Его предназначение – проследить
за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать
человека, способного достойно занять свое место в жизни.
Заповеди классного руководителя:
ð Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
ð Не играй в друзья с детьми, а будь другом.
ð Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.
ð Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все
сделает.
ð Умей выслушать и услышать каждого ребенка.
ð Не выбирай себе любимчиков.
ð Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое
настроение.
ð Умей признавать свои ошибки.
ð Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из
них.
ð Всегда нужно найти то, за что похвалить.
ð Не делай ничего за ребенка, а далей вместе с ним.
ð Будь готов понять интересы ребят, их взгляды,
настроение и др.
I.
Система работы классного руководителя
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть,
чтобы ребята считали его лидером?
Основная цель в работе классного руководителя –
оказание помощи учащимся в реализации ими своих социальных функций и решении
возникающих социальных проблем.
Классный руководитель является координатором в решении
этих задач как в педагогическом, так и в ученическом коллективе.
1. Задачи деятельности классного руководителя:
Ø формирование и развитие коллектива класса;
Ø создание благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
Ø формирование здорового образа жизни;
Ø организация системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
Ø защита прав и интересов обучающихся;
Ø организация системной работы с обучающимися в классе;
Ø гуманизация отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими работниками;
Ø формирование у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров;
Ø организация социально значимой, творческой
деятельности обучающихся.
Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного
учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим
коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуаций в коллективе класса, межэтнических
и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного
выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать
психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть
информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо
учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни.
2. Функции классного руководителя
1) Организационно-координирующие:
Ø обеспечение связи общеобразовательного учреждения с
семьей;
Ø установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);
Ø проведение консультаций, бесед с родителями (иными
законными представителями) обучающихся;
Ø взаимодействие с педагогическими работниками, а также
учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
Ø организация в классе образовательного процесса,
оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива;
Ø организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и других
мероприятий;
Ø стимулирование и учет разнообразной деятельности
обучающихся, в том числе и системе дополнительного образования детей;
Ø взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом
класса в целом;
Ø ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя);
2) Коммуникативные:
Ø регулирование межличностных отношений между
обучающимися;
Ø установление взаимодействия между педагогическими работниками
и обучающимися;
Ø содействие общему благоприятному психологическому
климату в коллективе класса;
Ø оказание помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.
3) Аналитико-прогностические:
Ø изучение индивидуальных особенностей обучающихся и
динамики их развития;
Ø определение состояния и перспектив развития коллектива
класса;
4) Контрольные:
Ø контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
Ø контроль за посещаемостью учебных занятий
обучающимися;
3. Права и полномочия классного руководителя
1) Получать информацию о физическом и психическом
здоровье детей и подростков.
2) Координировать работу учителей-предметников в своем
классе.
3) Выносить на рассмотрение органов управления школой
согласованные с классом мнения и предложения.
4) Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.)
программы индивидуальной работы с детьми.
5) Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по
делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей.
6) Защищать собственную честь и достоинство в школьных
органах самоуправления, при необходимости – в органах власти и суда.
4. Классный руководитель не имеет права:
Ø унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять
его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
Ø использовать оценку (школьный балл) для наказания или
расправы над учеником;
Ø злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью
для наказания ребенка;
Ø обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет
учителя и всего педколлектива.
5. Классный руководитель должен знать:
Ø Конвенцию о правах ребенка.
Ø Закон РФ «Об образовании».
Ø Конституцию РФ.
Ø Педагогику.
Ø Детскую, возрастную, социальную психологию.
Ø Педагогическую этику.
Ø Теорию и методику воспитательной работы.
Ø Основы трудового законодательства.
6. Классный руководитель должен уметь:
Ø Общаться с детьми.
Ø Формулировать свои воспитательные цели.
Ø Планировать работу.
Ø Организовывать работу с детьми в различных формах.
Ø Организовывать и проводить родительские собрания.
Ø Пользоваться диагностическими тестами, анкетами,
опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.
7. Циклограмма работы классного руководителя:
Ежедневно:
1) Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия
учащихся.
2) Организация питания учащихся.
3) Организация дежурства в классном кабинете.
4) Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1) Проверка дневников учащихся.
2) Проведение мероприятий в классе (по плану).
3) Работа с родителями (по ситуации).
4) Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5) Встреча со школьным врачом или медсестрой по справкам
о болезни учащихся.
Один раз в
четверть:
1)
Оформление
классного журнала по итогам четверти.
2)
Участие в работе
МО классных руководителей.
3)
Анализ выполнения
плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую
четверть.
4)
Проведение
родительского собрания.
Один раз в
год:
1) Проведение открытого мероприятия.
2) Оформление личных дел учащихся.
3) Анализ и составление плана работы класса.
4) Предоставление статистических данных о классе (1
сентября).
8. Правила педагогического общения
Правило
первое: педагог должен принимать
воспитанника таким, каков он есть. Это значит – не раздражаться от неказистого
внешнего вида ученика, от незнания, неразвитости, от ошибок в поведении –
ребенок имеет на них право; педагог должен быть искренне убежден, что каждый
ребенок талантлив, а значит, интересен; педагог должен верить, что «все дети
хотят быть хорошими» (Л.Н.Толстой).
Правило
второе: относиться к ребенку так, как
будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть. Необходимо внушать
ребенку веру в то, что ты хочешь в нем видеть. Не способному к учению надо
внушать веру в умственные возможности; слабому – в его силу и т.д.
Правило
третье: ребенок не всему сказанному
педагогов поверит – у него есть собственная голова. Надо организовать
деятельность воспитанника таким образом, чтобы дать ему возможность хоть на миг
стать таким, каким он хотел бы быть, то есть умным, добрым и т.д. Дать испытать
от этого удовольствие, помочь познать сладость благодарности окружающих.
Черствое, эгоистичное сердце потому и черствое, что он не знает такой радости.