I. Система работы классного руководителя

 

У нас, воспитателей, великая и почетная миссия вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: Я постиг цель воспитателя.

Сухомлинский В.А.

 

Школа начинающего классного руководителя

 

«Содержание деятельности классного руководителя

в современных условиях»

 

Цель работы:  оказание практической помощи начинающим классным руководителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.

 

Задачи:

*    удовлетворение потребности начинающего классного руководителя в информации об организации воспитательной работы в классе;

*    обучение планированию, организации и анализу воспитательной работы в классе;

*    овладение новыми формами, методами и приемами воспитания учащихся;

*    формирование индивидуального стиля деятельности классного руководителя.

 

Формы работы: дистанционное обучение

 

 

План работы «Школы начинающего классного руководителя»

№ п/п

Тематика занятий

Сроки

I. Система работы классного руководителя

1.      

Функции. Права. Обязанности. Личность классного руководителя

март

II. Конструирование деятельности классного руководителя

2.1.

Анализ воспитательной работы. Диагностика воспитанности учащихся

апрель

2.2.

Организация и планирование работы в классе. Примерная характеристика класса и ученика

май

III. Основы технологии работы классного руководителя

3.1.

Коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми. Организация самоуправления в классе

сентябрь

3.2.

Работа с родителями учащихся. Основные формы работы с родителями

октябрь

3.3.

Методика подготовки и проведения классного часа. Работа с администрацией школы, учителями-предметниками, социальными педагогами, психологом

ноябрь

IV. Деловая методическая игра «Методическое путешествие»

 

Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направленность, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.

 

Заповеди классного руководителя:

 

ð    Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.

ð    Не играй в друзья с детьми, а будь другом.

ð    Помни, человек сложен, даже если ему 10-11 лет.

ð    Научись не приказывать, а просить, тогда ребенок все сделает.

ð    Умей выслушать и услышать каждого ребенка.

ð    Не выбирай себе любимчиков.

ð    Не нужно отыгрываться на детях, если у тебя плохое настроение.

ð    Умей признавать свои ошибки.

ð    Старайся видеть успехи детей и радоваться каждому из них.

ð    Всегда нужно найти то, за что похвалить.

ð    Не делай ничего за ребенка, а далей вместе с ним.

ð    Будь готов понять интересы ребят, их взгляды, настроение и др.

 

I.                  Система работы классного руководителя

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

Основная цель в работе классного руководителя – оказание помощи учащимся в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем.

Классный руководитель является координатором в решении этих задач как в педагогическом, так и в ученическом коллективе.

1.     Задачи деятельности классного руководителя:

Ø     формирование и развитие коллектива класса;

Ø     создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

Ø     формирование здорового образа жизни;

Ø     организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Ø     защита прав и интересов обучающихся;

Ø     организация системной работы с обучающимися в классе;

Ø     гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

Ø     формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

Ø     организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуаций в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

 

2.     Функции классного руководителя

1)     Организационно-координирующие:

Ø     обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

Ø     установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

Ø     проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

Ø     взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

Ø     организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

Ø     организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов» педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Ø     стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе и системе дополнительного образования детей;

Ø     взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

Ø     ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя);

2)     Коммуникативные:

Ø     регулирование межличностных отношений между обучающимися;

Ø     установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

Ø     содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

Ø     оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3)     Аналитико-прогностические:

Ø     изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

Ø     определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

4)     Контрольные:

Ø     контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

Ø     контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

 

3.     Права и полномочия классного руководителя

1)     Получать информацию о физическом и психическом здоровье детей и подростков.

2)     Координировать работу учителей-предметников в своем классе.

3)     Выносить на рассмотрение органов управления школой согласованные с классом мнения и предложения.

4)     Разрабатывать (совместно с психологом, медиками и др.) программы индивидуальной работы с детьми.

5)     Приглашать родителей в школу, обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и другие органы по решению проблем детей.

6)     Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, при необходимости – в органах власти и суда.

4.     Классный руководитель не имеет права:

Ø     унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

Ø     использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником;

Ø     злоупотреблять доверием ребенка, использовать семью для наказания ребенка;

Ø     обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.

5.     Классный руководитель должен знать:

Ø     Конвенцию о правах ребенка.

Ø     Закон РФ «Об образовании».

Ø     Конституцию РФ.

Ø     Педагогику.

Ø     Детскую, возрастную, социальную психологию.

Ø     Педагогическую этику.

Ø     Теорию и методику воспитательной работы.

Ø     Основы трудового законодательства.

6.     Классный руководитель должен уметь:

Ø     Общаться с детьми.

Ø     Формулировать свои воспитательные цели.

Ø     Планировать работу.

Ø     Организовывать работу с детьми в различных формах.

Ø     Организовывать и проводить родительские собрания.

Ø     Пользоваться диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

7.     Циклограмма работы классного руководителя:

Ежедневно:

1)     Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2)     Организация питания учащихся.

3)     Организация дежурства в классном кабинете.

4)     Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

1)     Проверка дневников учащихся.

2)     Проведение мероприятий в классе (по плану).

3)     Работа с родителями (по ситуации).

4)     Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5)     Встреча со школьным врачом или медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Один раз в четверть:

1)     Оформление классного журнала по итогам четверти.

2)     Участие в работе МО классных руководителей.

3)     Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

4)     Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

1)     Проведение открытого мероприятия.

2)     Оформление личных дел учащихся.

3)     Анализ и составление плана работы класса.

4)     Предоставление статистических данных о классе (1 сентября).

8.     Правила педагогического общения

Правило первое: педагог должен принимать воспитанника таким, каков он есть. Это значит – не раздражаться от неказистого внешнего вида ученика, от незнания, неразвитости, от ошибок в поведении – ребенок имеет на них право; педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит, интересен; педагог должен верить, что «все дети хотят быть хорошими» (Л.Н.Толстой).

Правило второе: относиться к ребенку так, как будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть. Необходимо внушать ребенку веру в то, что ты хочешь в нем видеть. Не способному к учению надо внушать веру в умственные возможности; слабому – в его силу и т.д.

Правило третье: ребенок не всему сказанному педагогов поверит – у него есть собственная голова. Надо организовать деятельность воспитанника таким образом, чтобы дать ему возможность хоть на миг стать таким, каким он хотел бы быть, то есть умным, добрым и т.д. Дать испытать от этого удовольствие, помочь познать сладость благодарности окружающих. Черствое, эгоистичное сердце потому и черствое, что он не знает такой радости.

 

Hosted by uCoz