Элективный курс "Живи, Земля!"

Рейсбих Нина Георгиевна

Учитель географии МОУ "Шахтная СОШ" Соль-Илецкого района

Пояснительная записка.

Курс «Живи, Земля!» посвящен экологической географии (геоэкологии)  и направлен на развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения, признанного приоритетным направлением современного образования. Он призван обратить внимание учащихся на жизненно необходимые знания о принципах разумного взаимодействия человека, общества и окружающей их среды, внести вклад в воспитание у школьников чувства ответственности за судьбу своего края, Родины, всей планеты. В свою очередь,  данный курс экологии в старших классах активно использует географические знания и умения учащихся. К их числу относятся, например, навыки работы с географическими картами, схемами, графиками, знания о географических закономерностях Земли, климате, почвах, ландшафтах, населении и хозяйстве регионов.

В связи с этим наметилось сближение учебной географии и экологии, а также переплетение их интересов. Основной объект изучения - взаимосвязи человека и общества с природой Земли в их развитии.

К числу его основных задач относятся:

- умение работать с разнообразными источниками эколого-географической информации;

- развитие экологического и географического мышления прогнозирования;

- знакомство и приобретение простейших навыков работы по оценке экологического состояния помещений, природных и антропогенных ландшафтов;

- умение применять в повседневной жизни, полученные теоретические знания, практические умения и навыки.

Программа курса ориентирована на учащихся полной общеобразовательной школы. Предлагаемый курс состоит из двух разделов: теоретического и практического. Соотношение между paзделами может варьировать в зависимости от разных факторов данной школы.

Срок реализации данной программы 1 год (10 класс). 

Особенности построения и содержания курса.

Курс состоит из двух разделов, неразрывных друг от друга: теоретического и практического. Теоретический раздел (лекция, дискуссия, учебные экологические игры, экологические задачи, тесты). Первый раздел (теоретический) посвящен общим вопросам экологической географии всего мира и также своего края. По своей проблематике тематические блоки соответствуют содержанию данного курса.

Кроме теоретического раздела, неотъемлемой частью курса является его практическая часть:

практические работы по изучению экологического состояния окружающей сферы,

мониторинг окружающей среды, экологические задачи, тесты, выполнение правил поведения в природе.

Изучение экологической географии в 10 классе должно расширить кругозор учащихся и выработать активную научно-обоснованную жизненную позицию подрастающего поколения в области оптимальных взаимоотношений с окружающее средой.

Методические рекомендации.

Программа «Живи, Земля!» создает условия широкого знакомства учащихся с состоянием окружающей среды и о влиянии, человека на нее.

Использование различных методов обучения расширяет возможности включения самостоятельной деятельности учащихся. Дискуссия - это равное представление точек зрения учащихся. Практическое занятие (работа) - объединить полученные учащимися на занятиях знания и применить их. При изучении темы «Где находится человечество в данный момент...», учащимся отводится роль специалистов, каждый из которых рассматривает данную проблему со своей точки зрения. Сочетание различных форм и методов обучения создает условия для развития мышления, для формирования познавательного и деятельного поведения, что приводит к формированию экологического этикета, то есть неравнодушному отношению к состоянию дикой природы, самостоятельному критическому мышлению, умению отстоять свою точку зрения. 

Учебно-тематический план.

 

Содержание материала

Количество часов

Практическая часть

1

Что такое экология. История развития экологии как науки.

1

 

2

Планетарные эколого-географические проблемы (продовольственные, демографические).

2

 

3

Стихийные природные явления, экстремальные природные условия. Эколого-географические прогнозы и проекты.

2

 

4

Дискуссия «Есть ли озоновые дыры?».  Их эколого-географические аспекты.

1

Практическая работа №1

5

Аспекты воздействия окружающей среды на здоровье человека.

1

 

6

Мониторинг окружающей среды.

1

 

7

Последствия загрязнения окружающей среды.

1

 

8

Меры по ликвидации загрязнения окружающей среды: очистка, утилизация отходов.

1

 

9

Зона экологического риска.

1

 

10

Экосистемы России. Природно-очаговые болезни на территории России.

1

Практическая работа №2

11

Экосистемы своего края.

1

Практическая работа №3

12

Помоги себе сам. Здоровый образ жизни.

1

 

13

Анализ и составление эколого-географических карт.

1

 

14

Человек и планета: взгляд в будущее.

2

Всего 17 часов

Практическая работа №4

 

Дидактический материал.

Практическая  работа № 1

«Определить свою систему  ценностей из предложенных».

Цель: «Я» в отношении к природе, так и отношение к ней «другого».

 

              Диаграмма ценности класса

Семья

Здоровье

Друзья

Школа

Россия

Мой дом

Свобода

Родной край

Природа

Труд

Экология

Закон

Любовь

Собственное «Я»

Уголок природы

Планета Земля

Наука

География

Отдых

Религия

Автомобиль

 

 

Задания:

1.Расставьте по степени значимости эти ценности.

2.Объясните, с  чем cвязаны те или иные оценки.

3.Проведите опрос своих  родителей по экологическим проблемам своего села.

4. Сделайте вывод.

 

Практическая работа № 2

«Природно-очаговые болезни  на территории России и других стран».

Цель: выявить загрязнители в природной среде, и какие меры профилактики необходимы.

 Задания:

1. Рассмотрите картосхему распространения клещевого энцефалита на территории России, изучите весь ареал его распространения.

 

2.Прослушайте рассказ учителя, запишите все болезни, которые встречаются в природной среде.

3.Заполните таблицу:

Название болезни

 

Возбудитель болезни

Способ заражения

Клещевой энцефалит

 

Вирус

 

Люди, работающие в лесу, через молоко коров, коз

 

4.Сделайте вывод.

 

Практическая работа № 3

 «Моделирование проекта по устойчивому развитию нашего поселка»

Цель: творческое использование знаний, умений для решения проблем конкретной темы, написание проекта и защита его.

Этапы учебной деятельности:

1.Выявление проблем своего поселка,

2. Перечислите те стороны вашей жизни, которые находятся в гармонии с природой, а какие нет.

3.Анализ ситуаций, возникших в поселке.

4.Что вы можете сделать для своего поселка сейчас и когда  вы станете взрослым?

5.Какие возможные средства защиты окружающей среды вы считаете наиболее эффективными?

6.Оформление и защита проекта.

 

Практическая  работа № 4

«Где находите  человечество в данный момент - в начале или в конце своего путешествия в будущее?»

Цель: учащимся отводится роль специалистов, каждый из которых рассматривает проблему  со своей точкой зрения и caм создает наглядный материал. 

Список литературы.

 

1. Обухов В.Л., Сапунов В.Б. «Основы экологии» 1998г. «Специальная литература»

2. Крикунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология» 1998г.  «Дрофа»

3. Аксакалова Г.П., Барабанов В.В. «ЕГЭ» 2002г. «Просвещение»

4. Моисеев Н.Н. «Экология и образование» 1996г.

5. Алексеев С.В. «Задания и практические работы по экологической оценке состояния окружающей среды» 1992г.

6. Михеев А.В., Ребров Л.В. «Книга для чтения по охране природы» 1986г. «Просвещение»

7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. «Экология и мир» 1994г. «Новая школа».

8. Журналы «География в школе»: 2000 г. № 3,7,8; 2002 г. № 1,3,9;2003 г. № 3,7,8; 2004 г. № 1,2,5,6,7.

 

Hosted by uCoz